ПРЕДУСМОТРЕНО ПОЭТАПНОЕ С 2019 ДО 2022 ГОД ЗАКРЫТИЕ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ СВАЛОК
6 нояб. 2018 г.
104

«Комментируя данный вопрос, буду опираться на существующие в настоящий момент законы и документы», - выражает своё мнение по планируемому строительству мусоросортировочного комплекса в Кондопожском районе депутат ЗС РК Анна Валерьевна Лопаткина.

В соответствии с федеральным законодательством в апреле 2016 года в Карелии был принят закон № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» и утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В действующей на данный момент Территориальной схеме обращения с отходами предусмотрено поэтапное с 2019 до 2022 год закрытие всех существующих свалок, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, с обязательным проведением мероприятий по рекультивации. Одновременно с закрытием устаревших объектов захоронения запланировано строительство 6 современных мусоросортировочных комплексов мощностью от 40 до 200 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год.

То есть в настоящий момент, как мы видим, запланировано по одному мусоросортировочному комплексу на обслуживание примерно трех районов.

Исходя из действующей Территориальной схемы, в сентябре 2018 года были внесены изменения в региональный бюджет - выделены деньги на разработку проектно-сметной документации для ряда проектов. В том числе проектирования первого этапа строительства мусоросортировочного комплекса в Кондопожском районе. На 2018 год выделено 12 млн. рублей, на 2019 год предусмотрено 28 млн. руб.

Итого 40 млн. руб. на проектно-сметную документацию.

Еще раз подчеркну, так как вижу, что в СМИ и социальных сетях зачастую идет информация, противоречащая действующим документам, что и в Территориальной схеме обращения с отходами, и в Адресной инвестиционной программе Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов речь идет только о МУСОРОСОРТИРОВОЧНОМ КОМПЛЕКСЕ.

Из тех вариантов, которые озвучивались в качестве бизнес идей ранее, а это мусоросжигающий и (или) мусороперерабатывающий заводы, считаю, что строительство мусоросортировочного завода это наиболее приемлемый, экологически безопасный вариант обращения с отходами. Но в любом случае мы все понимаем, что сортировка происходит не ради сортировки, а отсортированные компоненты, где-то потом перерабатываются (стекло, пластик и т.д.), и им дается вторая жизнь. И важно во всей этой цепочке понимать, что чем сложней логистика (транспортировка) потоков мусора, отсортированных отходов на переработку и т.д., тем выше может быть тариф.

Если очень примитивно, то схема выглядит так, если мы свой кондопожский мусор везем на сортировку дальше, то должны понимать, что это может быть и стоить дороже. И так в целом по республике, усложняем схему, не просчитываем экономически – платим дороже.

При этом, нельзя забывать то, что всех нас волнует. Как при эксплуатации тех или иных объектов это скажется на здоровье жителей и экологии. Поэтому при принятии решений, мне кажется, депутатам важно руководствоваться официальными документами от профильного министерства, где бы черным по белому было написано, какой завод будет строиться, какая технологическая схема использоваться, какие объекты появятся. И в случае принятия положительных решений, все это потом контролировать.

В настоящий момент, по моей информации, документ о предоставлении земельного участка в администрацию поступил не от министерства, а от Казенного учреждения “Управление капитального строительства”. Казенное учреждение ответственно за проведение работ по проектно-сметной документации, а не в целом за политику в сфере обращения с отходами в Республике Карелия и за дальнейшие решения, которые могут приниматься по данному участку земли ответственности не несет.

Нужно также обратить внимание на то, что законодательство федеральное не стоит на месте и уже появилась необходимость актуализации территориальной схемы. Начало деятельности в республике регионального оператора также выявила недочеты. Существующая терсхема, не учитывает ряд важных составляющих. В числе таких составляющих называют недостаточное количество санкционированных мест размещения ТКО, отсутствие на сегодняшний день необходимой инфраструктуры по сбору, накоплению и утилизации биоотходов, а также медицинских, строительных и промышленных отходов. Кроме того, в терсхеме не предусмотрено такое нововведение как раздельный сбор мусора, который вводится в России с 1 января 2019 года. Помимо всего прочего, перед республикой стоит задача создать электронную модель терсхемы - информационную систему, предназначенную для ввода, хранения, анализа и визуализации данных о деятельности в сфере обращения с отходами на территории Карелии. Это требование федерального законодательства, и на сегодняшний день такая схема уже есть у 28 субъектов РФ.

Важно отметить, что Правительство России утвердило новые правила разработки, общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления. Согласно документу, предварительный вариант территориальной схемы (изменения в нее) обязан пройти процедуру общественного обсуждения сроком до 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте. То есть, если, например, вместо мусоросортировочного завода в Кондопожском районе решили бы строить мусоросжигательный завод, то это было бы невозможно без проведения такой процедуры.

Анна Лопаткина

P.S. Редакция интернет-издания «Кондопожский край» благодарит Анну Валерьевну за оперативный комментарий.